© 2005. Театральный художник Глеб Фильштинский

«Енуфа» («Jenufa»)

Opernhaus Zürich, Швейцария

Дата премьеры 23.09.2012
Композитор - Леош Яначек
Постановка и сценография - Дмитрий Черняков
Дирижер - Фабио Луизи

Известный российский режиссер Дмитрий Черняков поставил в Цюрихском оперном театре «Енуфу», «психологически самое сложное произведение» Леоша Яначека, в основе которого лежит история детоубийства. После двух скандальных постановок русской оперной классики, «Евгения Онегина» и «Руслана и Людмилы», выпускник ГИТИСа Дмитрий Черняков почти сразу стал крайне востребованным режиссером в Европе. Отношение к нему на родине остается, по меньшей мере, спорным. Мнение Галины Вишневской, возмущенной «Онегиным» и отказавшейся отмечать свое 80-летие в Большом театре, до сих пор разделяет значительная часть публики.

Но это не смутило руководство Цюрихской оперы, которое оказалось открытым к новаторскому подходу в работе с оперными шедеврами. В Швейцарии Черняков взялся за постановку «Енуфы», оперы чешского композитора Леоша Яначека (1854-1928). Выбор этого произведения для постановки не был случайным. «В этой опере еще не до конца сформировался музыкальный язык Яначека, - объясняет Черняков. – В ней очень много натурализма и непосредственности. Получается такое интересное сочетание: автор еще не достиг высокого уровня мастерства, но уже научился рассказывать о важных и настоящих вещах».

Яначек написал оперу «Енуфа» после того, как в 1891 году попал на премьеру пьесы начинающей чешской писательницы Габриэлы Прейссовой «Ее падчерица». Драматическая история происходит в одной из отдаленных деревень Моравии, а по атмосфере пьеса напоминает «Грозу» Островского. Енуфа, молодая девушка, беременна от Штевы и должна скоро выйти за него замуж. Но парня могут забрать в рекруты. В девушку страстно влюблен Лаца. Он пылко объясняется в своей любви, но Енуфа его отвергает. Вдруг выясняется, что Штеву освободили от военной службы, и на радостях парень устраивает попойку. Последняя надежда для Лацы потеряна, и он в порыве ревности ударяет девушку ножом в лицо. 

После этого случая девушка признается своей мачехе Дьячихе в том, что беременна. Проходит полгода. Штева обручается с другой. Чтобы скрыть позор, младенца никому не показывают. Лаца готов жениться на Енуфе. Дьячиха ему все рассказывает, но говорит, что ребенок умер. Чтобы воплотить свой страшный план, она дает падчерице снотворное и ночью топит ребенка в реке. Спустя два дня Енуфа приходит в себя и ей сообщают, что ребенок умер от неизвестной болезни. На свадьбе Дьячиха во всем признается. Енуфа прощает мачеху и выходит замуж за Лацу. Фабула предлагает прекрасные возможности для яркого раскрытия глубокого внутреннего психологического конфликта. Оценив потенциал пьесы, Яначек сам берется за написание либретто. «Енуфа» - одна из первых опер, почти полностью состоящих из прозы. Композитор был так восхищен пьесой, что решил максимально сохранить авторский текст.

«Впервые я познакомился с этой оперой, когда мне было 13 или 14, - делится Черняков. – В Москву приезжал Оперный театр Братиславы. Не помню деталей представления, но атмосфера спектакля, от которого кровь стыла в жилах, до сих пор свежа в памяти. В этой истории, в этой музыке есть что-то варварское, дикое». Режиссер решил перенести действие в современность. Действие происходит внутри дома, этажи которого показывают разные уровни человеческой жизни: тайны, подавленные страхи, боль, обиды и надежды. Так, все празднования и массовые сцены занимают нижний этаж. Выше по лестнице мы наблюдаем частную жизнь героев. Вертикальность построения сценографии открывает массу вариантов для возможных интерпретаций - от религиозных до социальных.

«Сегодня больше нельзя рассказывать историю заброшенной моравской деревеньки начала 20-го века, - считает Черняков. – Изменились обстоятельства жизни. Она от нас также далека, как жизнь на Марсе в романах Брэдбери. Мы должны соотносить себя с персонажами на сцене, поэтому действие перенесено на современный Запад». Но ведь тогда исчезают весь колорит провинциальной жизни, особенности социальных отношений в конкретно взятой культурно-исторической эпохе, может возразить зритель. Режиссеру так не кажется: «Мы сохраняем эмоциональный скелет истории. Фольклорные элементы могут звучать иначе, но остается внутренняя драма и конфликт».

Традиционно главную героиню представляют как жертву социального гнета, обстоятельств или шовинизма. В этой постановке Енуфа под давлением со стороны вырабатывает собственные психологические модели выживания, манипулируя ситуацией. Но не будем раскрывать всех тайн. Вы еще успеете сами посмотреть спектакль и составить свое собственное впечатление.
 

Азамат Рахимов // Наша Газета - NashaGazeta.ch