«Граф Орлов»
Московский театр оперетты
Дата премьеры 06.10.2012
Режиссер-постановщик - Алина Чевик
Художник - Вячеслав Окунев
Ассистент художника по свету - Александр Сиваев
Из официального пресс-релиза:
В феврале 2012 года к созданию нового грандиозного мюзикла Театра оперетты приступила проверенная команда, работавшая над первым российским мюзиклом мирового уровня «Монте-Кристо».
Либретто «Графа Орлова» написал один из самых знаменитых российских поэтов и драматургов, автор более полусотни популярнейших песен – Юлий Ким. Музыку – композитор Роман Игнатьев, первая же серьёзная работа которого, мюзикл "Монте-Кристо", стала хитом музыкального театра. Режиссёр спектакля – Алина Чевик, уже не первый год успешно работающая в непростом жанре мюзикла. Хореограф-постановщик – Заслуженная артистка России Ирина Корнеева, профессиональный балетмейстер с широчайшим танцевальным диапазоном. Художественное и световое оформление спектакля создали петербургские театральные художники Вячеслав Окунев и Глеб Фильштинский, чьи работы хорошо известны в таких театрах, как La Scala, Metropolitan Opera, Мариинском и Большом. За грим и причёски в спектакле отвечает стилист-визажист Андрей Дрыкин, работающий для крупнейших мировых глянцевых изданий, международных показах мод, а также создававший имидж телеведущих многих российских и западных телеканалов.
«Залог успеха наших постановок в особом подходе к каждому спектаклю, – делятся продюсеры мюзиклов «Граф Орлов» и «Монте-Кристо» Владимир Тартаковский и Алексей Болонин, – для нас это не просто бизнес, приносящий прибыль. Самое главное в создании спектакля для всей нашей команды – продюсеров, авторов, артистов – творчество, и практика показывает, что творческие проекты могут быть очень успешными с коммерческой точки зрения. Мы создаём спектакли о любви и с любовью, наверное, поэтому они, в итоге, становятся настолько любимыми зрителями».
В основе «Графа Орлова» лежит удивительная история любви и предательства, одна из самых захватывающих и драматичных в летописи нашей страны. Истинные события тех лет до сих пор покрыты тайной. Театр оперетты предлагает зрителю свою версию произошедшего, потрясающе рассказанную Юлием Кимом.
Зрители увидят в мюзикле известных актеров – Екатерина Гусева предстанет в роли Екатерины Великой. Роль Елизаветы поделили сразу три примы мюзикла: Валерия Ланская, Аглая Шиловская и Теона Дольникова. Они представят зрителю образ знаменитой княжны Таракановой, и каждая – в своем уникальном стиле. Неожиданный и многообещающий выбор был сделан и при утверждении исполнителей на главную мужскую роль. Самого Графа Орлова поочерёдно будут играть «ветеран» жанра Андрей Белявский, принимавший участие в нашумевших постановках «Монте-Кристо», «Нотр-Дам де Пари», «Ромео и Джульетта», и драматический актёр Александр Рагулин, выпускник ГИТИС, артист театра РАМТ, сын легендарного советского хоккеиста. Обоим артистам главная роль в мюзикле досталась впервые. Также в «Графе Орлове» зрители увидят звезд жанра мюзикла – Сергея Ли, Игоря Балалаева, Лику Руллу и других.
По задумке мэтра Вячеслава Окунева, на счету которого, помимо работы над мюзиклом «Монте-Кристо», более 300 постановок в крупнейших театрах мира, – на сцене Театра оперетты «построят» сразу три города, расположенные в двух странах – России и Италии. Многотонная металлическая конструкция поразит любого: её высота сопоставима с высотой трехэтажного здания! К моменту премьеры декорацию осветят изнутри более 200 световых приборов, а также украсят декоративные элементы.
Мюзикл будет крайне динамичным и зрелищным: в общей сложности, декорации поменяются порядка 20 раз! Создатели постановки обещают, что на сцене развернется впечатляющее действо: будут и горящие корабли в Неаполитанском заливе, и весёлые гуляния на Широкую масленицу, и роскошные убранства дворцов Ливорно и Петербурга.
В театре Оперетты прошла премьера нового мюзикла «Граф Орлов», собравшего невиданный доселе звездный состав исполнителей.
Конкуренцией в жанре мюзикла теперь никем не увидишь – даже в этот промозглый дождливый день состоялось две громких премьеры – «Граф Орлов» и «Русалочка», так что именитым гостям пришлось выбирать, на чью красную дорожку ступать. В театр Оперетты, покончивший с «Монте-Кристо» и заново переоборудовавший зал ради технических изысков постановки «Графа Орлова», пришли Андрей Макаревич, Леонид Ярмольник, Дмитрий Дюжев, Найк Борзов, Сергей Проханов, Александр Добровинский, Юлий Гусман, Валерий Яременко, Владимир Хотиненко, Ольга Кабо, Игорь Крутой, Лев Лещенко, Андрис Лиепа и другие звезды.
Творческо-административная команда, по сравнению с «Монте-Кристо», практически не поменялась, а вот актерский состав стал куда более ярким. Едва ли не все мюзикловые звезды задействованы здесь, да еще в двух-трех составах. Дольникова, Рулла, Балалаев, Ли, Постоленко… Такой роскоши, пожалуй, не мог себе позволить ранее никто.
Результат налицо: едва ли не впервые все партии российского мюзикла исполнены на высочайшем уровне. Провисов нет вообще, но есть нестыковки. Екатерину II очень жестко, властно играет в стартовом составе звезда сериалов Екатерина Гусева, имеющая за плечами опыт работы в «Норд-Осте», моссоветовском «Иисусе Христе –суперзвезде», «Красавице и чудовище» и «Звуках музыки». Надо ли напоминать, что это были не самые с музыкальной точки зрения профессиональные постановки, державшиеся скорее на русской театральной школе, чем на вокале. Гусева порядочно распелась, но до грамотного вокала так и не дотянулась. Контраст между красивыми поставленными голосами Дольниковой и Ли, и тут же актерским пением Гусевой режиссер оправдать не смог. И композитор Роман Игнатьев добавил ей трудностей: партия Екатерины написана в перепадах между регистрами, и вниз уходит до малой октавы. Гусева сделала все, что могла – блистательно и совсем непривычно для своего лирического амплуа отыграла роль, но к ее вокальным экзерсисам осталось слишком много вопросов.
Возвращение из Голливуда Теоны Дольниковой получилось шикарное. Рыжеволосая Теона в роли соперницы императрицы – Елизаветы – органична и свежа. Ей удаются как лирические моменты, так и агрессивная эмоциональная подача с хрипловатыми обертонами.
Сюжет мюзикла завязан на известной истории XVIII века, когда сосланный в Италию экс-фаворит Екатерины II и командор русской эскадры граф Орлов знакомится с называющей себя внучкой Петра I красавицей Елизаветой (более известной как княжна Тараканова), претендующей на царскую корону. Орлову приходится выбирать между карьерой при дворе и любовью к самозванке-авантюристке. Главную роль графа Орлова поют Александр Рагулин и Андрей Белявский. На премьере сын известного хоккеиста и бывший офицер Рагулин сыграл брутального повесу Орлова, увлекшегося симпатичной «внучкой Петра». Чуть не хватало четкости в вокальных партиях, особенно в темповых, и дисциплины в дуэтах. Но образ Орлова получился выпуклым и занимательным.
Лучший голос мюзикла «Граф Орлов», без сомнения, Сергей Ли, которому дали скромную роль тайного воздыхателя авантюристки поляка Доманского. Ли поет округло, мягко и крайне выразительно.
Мюзикл решен по сценографии достаточно просто – условная Венеция и, после антракта, условный Петербург. Однако сценограф Вячеслав Окунев насытил пространство знаковыми деталями и лишил бытовой вампуки, вполне в европейских традициях. Минималистичная железная конструкция легко обозначает места действия, от приморского кабака и венецианского дворца до дворца Екатерины и Петропавловской крепости. А вот избыточное количество массовки, в дурных советских традициях молча кивающих на каждый жест главных героев, тут скорее повредило.
Автор либретто Юлий Ким сочинил элегантные лирические партии героев, однако в задуманных композитором Игнатьевым (автором «Монте-Кристо») речитативах ему явно некомфортно – героям приходится буквально глотать лишние слоги, чтобы поспеть за действием. Музыка «Графа Орлова» куда более зрела, чем предыдущий «Монте-Кристо» - в ней есть потенциальные хиты, самобытные мелодии. Огорчило разве что вступление с явными заимствованиями из «Чикаго», - но в остальном Игнатьев сочинил если не шедевр, то весьма профессиональную мюзикловую работу, каких в России единицы.
Что же такое «Граф Орлов»? Это яркое зрелище с безусловно крепкими вокальными и драматическими партиями. Мюзикл вообще по-хорошему крепок. Даже вставные номера, пока актеры переодеваются, выглядят роскошно: экстремальная акробатика, компьютерная графика, лихая световая партитура, отсутствие всякой пошлости (несмотря на обозначенные в пресс-релизах 15 тысяч полудрагоценных камней и кристаллов в платье Екатерины) костюмов.
Похоже, что это лучший на сегодня мюзикл в Москве.
Вадим ПОНОМАРЕВ // «Новости шоу-бизнеса NEWSmusic.ru»