«Подросток»
Малый драматический театр — Театр Европы, Санкт-Петербург, Россия.
Премьера состоялась 12.05.2013
Режиссер — Олег Дмитриев
Сценография — Андрей Запорожский
В Малом драматическом театре — театре Европы сегодня, в понедельник, выпускают последнюю премьеру сезона. Спектакль «Подросток» Олега Дмитриева, ученика Льва Додина.
Накануне десятилетнего юбилея режиссерской деятельности Олег Дмитриев вышел на большую сцену. Начиная с первого спектакля «Любовь дона Перлимплина» и заканчивая триптихом «Мы живем, под собою не чуя страны...», он работал только в камерных пространствах, отдавая предпочтение зарубежной классике и современной русской прозе. Сегодня он представляет спектакль на основной сцене театра и впервые обращается к творчеству Достоевского.
Дебют, однако, относительный, поскольку Дмитриев уже четверть века выступает в МДТ в качестве артиста и исполняет одну из ключевых ролей в легендарном спектакле Додина «Бесы» — играет одержимого идеями о сверхчеловеке Петрушу Верховенского. Таким образом, «Подросток» оказывается, с одной стороны, новым витком в развитии внутренних размышлений режиссера. А с другой — закономерным наследником многих спектаклей Малого драматического, в которых так или иначе звучит тема нравственного выбора человека.
Повествовательный характер романа о молодом человеке, именуемом подростком не столько в силу возраста, сколько из-за происходящего в нем процесса становления, задает общий тон сценическому решению спектакля. Двухчасовое действие разворачивается во фронтальных, статичных мизансценах. Художник Андрей Запорожский выстроил на пустой сцене неподвижные металлические каркасы прямоугольников, рождающие ассоциации то с лабиринтами — по ним, терзаемый сомнениями и вопросами, бродит главный герой Аркадий Долгорукий в исполнении Олега Рязанцева, — то с картинными багетами, расположившись в которых он эффектно декламирует, казалось бы, найденные ответы и рассказывает о своей мечте стать русским Ротшильдом.
Характер обуреваемого ницшеанскими идеями героя во многом определяют взаимоотношения с родителями. Наличие двоих отцов — официального и фактического, дворянина и дворового (о них мы узнаем из рассказов, сами они не появляются) — провоцирует болезненное раздвоение сознания, которое ежеминутно настигает героя. Мать в исполнении Анжелики Неволиной, напротив, присутствует в большинстве сцен и молча наблюдает за своим взбунтовавшимся отпрыском. Именно к ней обращены его неожиданные искренние слезы недоумения и обиды, когда его необоснованно обвиняют в воровстве за игральным столом.
В спектакле, где в основном задействованы самые молодые актеры труппы, находят продолжение важные для МДТ размышления о формировании личности и об ответственности человека за самосоздание и саморазвитие. «Для меня самого и для артистов «Подросток» — это спектакль «на вырост», нам предстоит очень много еще осознать и осуществить в течение его жизни, если таковая последует, — рассказал РБК daily Олег Дмитриев. — Что же касается самых молодых участников, то я очень надеюсь, что и весь репетиционный процесс, и период выпуска, и дальнейшая жизнь спектакля были и останутся прежде всего еще одним витком школы нашего театра».
Анастасия Ким / «РБК daily», Ежедневная деловая газета, 13.05.2013