© 2005. Театральный художник Глеб Фильштинский
Глеб Фильштинский
@ Пишите письма!
Representation:
JL Artist Management

Все интересы Глеба Фильштинского представляет агентство: JL Artist Management

lukjanova@jl-artistmanagement.com
jl-artistmanagement.com

Fredericiastr. 10C
14050 Berlin
Tel./Fax: +49 30 30830820
Mobil: +49 172 655 20 85

«Травиата»

Латвийский Национальный театр Оперы

Премьера состоялась 20.04.2007
Постановка - Андрес Жагарс
Художник - Андрис Фрейберг 

Самое первое представление «Травиаты» прошло годом раньше в венецианском театре «Ла Фениче», и сам Верди считал, что потерпел фиаско. Только через 14 месяцев состоялся второй спектакль в театре «Сан-Бенедетто». С тех пор «Травиата» стала одной из любимейших и чаще всего исполняемых опер мира. Напомним, что композитор написал свой шедевр по роману Александра Дюма-сына «Дама с камелиями».

В ЛНО впервые поставили оперу Джузеппе Верди в 1920 году. А последний вариант жил с 1988 по 2005 год. И вот новое пришествие старой оперы, режиссером которой стал директор театра Андрей Жагарс.

...В свое время, блюдя нравственность, цензура настояла на том, чтобы Верди перенес действие оперы из современности (роман был издан в 1848 г.) лет на сто назад. Ведь Traviata дословно переводится как «сбившаяся с пути». Чего в той «современности», как вы понимаете, быть не могло.

Г-н Жагарс, наоборот, приблизил «Травиату» на сотню лет вперед - в послевоенные 50-е.

И изменил трактовку образа героини - Виолетты. Вместо страдающей, умирающей с самого начала женщины, он сделал ее на удивление энергичной, любящей жизнь, что привлекает к ней публику, вращающуюся в кругах моды и кино. 

Она всегда в центре внимания. И она борется с болезнью, веря, что выздоровеет. Верит в это и ее возлюбленный Альфред. Увы, судьба распоряжается иначе. Виолетт в данной постановке будет целых четыре: солистки ЛНО Кристина Ополайс и Сонора Вайце, солистка Вильнюсской оперы Асмик Григорян, солистка, поющая в московских театрах, Наталья Креслиня, имеющая латвийские корни.
Альфредов Жермонов - трое: наш Александр Антоненко, Дмитрий Попов (Украина), Павел Чернох (Чехия). Жоржей Жермонов - двое: Эгил Силиньш и Самсон Изюмов. 

Дирижер и музыкальный руководитель постановки - Гинтарас Ринкявичюс, сценограф - Андрис Фрейбергс, художник по костюмам - Кристина Пастернак, хореограф - Элита Буковска, мастер по свету - Глеб Фильштинский из Питера, регулярно сотрудничающий с Жагарсом. Словом, команда что надо, не говоря уже о солистах!
 

Почему именно 50-е?

Отвечает Андрей Жагарс:

- После войны у людей была огромная вера в жизнь и желание жить. Не просто сытые, благополучные люди собираются вместе, чтобы выпить и закусить. Это пульсирующее общество со своим особым нервом. И вообще мне нравится то время, невероятно яркое, когда на арену моды выходит Кристиан Диор. Я знаю его по фильмам, книгам, фотографиям. Оно для нас более живое.

Как обычно играют в театре XIX век? Сплошную банальность: все изображают какой-то аристократизм, жеманятся, целуют ручки. Надо следить и за тем, как сейчас трактуют «Травиату» на мировой сцене. В 90-е годы из Виолетты частенько делали бедную молодую проститутку из Восточной Европы, чью судьбу ломает западное общество потребителей.

По этому пути я сразу решил не идти. Это для меня неинтересно, так же как и условные стилизации. Я вышел из драматического театра, поэтому хочу дать возможность солистам моей труппы расти именно как актерам, приближаясь даже к кинематографической правдивости...

Какою же видят свою роль наши Виолетты?

 Жили-были три Травиаты, три солистки (слева направо) - Асмик Григорян, Сонора Вайце, Кристина Ополайс.

- Что касается меня, то попробуем сломать некоторые стереотипы, - поддержала г-жа Ополайс новатора Жагарса, - чтобы получился образ жизнерадостной женщины. Это трудно. Думаю, что в отличие от Пуччини или Вагнера оркестр для этой роли не очень плотный, поэтому большая тяжесть ложится на актерское мастерство. Много сил уйдет не столько на пение, сколько на игру.

- Это будет очень интересная постановка, - продолжила тему Сонора Вайце. - Я пела во многих «Травиатах», их было с десять или больше, но тут для меня что-то совершенно новое. Возможно, время 50-х годов. Этот перенос дает гораздо больше эмоций, красочности - и самой роли, и всей атмосфере спектакля. Режиссер дает так много свободы артистам, что порой не знаешь, что с ней делать. К этому надо привыкнуть... Попробую найти новые краски.

Асмик Григорян - дочь литовской дивы Ирены Милькявичюте и тенора Гегама Григоряна - рада, что ее снова пригласили в Ригу.

- Создавать образ мне помогает абсолютно все, начиная с жизненного опыта - своего и чужого, - говорит она.

В рижском спектакле ее поражают и радуют постановочная часть, костюмы:

- Здесь все говорит, каждая мелочь, и это тоже очень помогает. - А Виолетту она тоже уже пела - в Литве и в Армении.

«Час» спросил у Андрея Жагарса, не приглашают ли его ставить за границей. Да, есть такие предложения - из Германии. Наклевывается возможность поработать в России.

- Но пока я должен с режиссурой соединять свои обязанности как директора. Предлагаете оставить эту должность? Вот сделаю «Кармен» (осенью 2007 г.), тогда посмотрим. Мне по договору директорствовать до 2009 года. Очень важно, чтобы за это время закончили реконструкцию Оперы, поэтому сейчас не могу заниматься только творческими делами. 

 

Сергей Николаев // Час, 13 апреля 2007 г.