© 2005. Театральный художник Глеб Фильштинский

«Пианомания»

Московский театр Оперетты

Премьера состоялась 12.04.2007
Постановка - Дмитрий Черняков
Художник - Петр Окунев

Композитор и певец Дмитрий Маликов в представлении не нуждается. Армия его поклонников исчисляется миллионами. Каждая его песня становится хитом. Его выступления в лучших залах страны сопровождаются неизменным аншлагом. Его произведения – в репертуаре самых популярных российских исполнителей.
Однако Дмитрий не собирается почивать на лаврах. Недавно наши соотечественники стали свидетелями начала его масштабного проекта – PIANOMANIЯ, в котором талант Дмитрия Маликова заиграл новыми гранями.

- Что представляет собой ваш новый проект PIANOMANIЯ?
- Для меня музыка – это колоссальная часть моей жизни. Все и внешние проявления, и внутренние переживания так или иначе подчинены ей. Это для меня, если хотите, инструмент, который позволяет донести до окружающего мира мои представления и размышления о нем, а значит, и участвовать в его преобразовании. И потому совершенно закономерно в определенный момент стало ясно, что при всей любви, при всем уважении к песенному жанру, его формат стал несколько “узок” для меня. Поскольку те мысли, те переживания, которыми я хотел бы поделиться сегодня, крайне сложно, а скорее даже невозможно, передать посредством песен, и уж тем более песен развлекательного характера. И как результат пришло решение обратиться к музыке инструментальной – в силу своей специфики она позволяет экспериментировать, искать новые формы, говорить о глобальных вещах -таких как любовь, причем любовь не только к женщине, а к миру в целом, о цивилизации, о Вселенной. Так возникла идея создания проекта РIАNОМАNIЯ, который соединил в себе сразу несколько направлений. Получился сплав искусств – и этника, и театральная постановка, и видеоарт, и актерское мастерство, и, конечно же, музыка. Задача заключается в том, чтобы все творческие начала дополняли друг друга, перетекая одно в другое, пересекаясь между собой, создавая нечто новое и красивое.

- Это ваш авторский проект или результат совместного творчества с единомышленниками?
- Не без гордости могу сказать, что PIANOMANIЯ- это от начала и до конца моя собственная идея, к воплощению которой я шел много лет. В ней заключено немало моих профессиональных мыслей и, если хотите, амбиций. Сегодня, спустя 20 лет с начала моего творческого пути, я отчетливо осознаю, что накоплен немалый багаж, который позволяет мне заявить о себе не только как о поп-исполнителе и авторе песен, но и как о классическом композиторе, об инструменталисте и продюсере, способном создать масштабный проект.

- Что станет основой этого проекта?
- Разумеется, основа всего здесь – музыка. Музыка с большой буквы. Для ее создания будут использоваться самые разнообразные инструменты – от классического рояля до этнических барабанов. Репертуар тоже будет обширным – от произведений классиков, таких как Рахманинов, Шопен, Хачатурян, Прокофьев, до музыки авторской. А сопровождать музыкальный ряд станут видеоинсталляции, световое шоу, выступления этнических коллективов и т.д. – словом, самые разнообразные творческие направления. Важная составляющая проекта PIANOMANIЯ, на мой взгляд, заключается в том, что это не статичная программа с раз и навсегда определившимся набором номеров и исполнителей. Как раз наоборот. Здесь возможны любые акции, ведь, не заостряя внимание слушателя на текстовой стороне, а значит, не “загоняя” его в определенные смысловые рамки, инструментальная музыка позволяет облечь себя в любые формы подачи. Начиная с внешних сторон -концертная площадка, количество зрителей, заканчивая сторонами смысловыми – репертуар, манера исполнения, визуальное сопровождение.

- Означает ли, что в связи с новым проектом, новым амплуа вы прекращаете свою деятельность на поприще поп-музыки?
- Вовсе нет. Эта часть моего творчества остается для меня по-прежнему актуальной. Надеюсь, что и дальше буду писать популярные хиты. Другой вопрос, кто будет их исполнителем – сам ли я, кто-то другой ли.
Мой новый проект не означает, что я разочарован в российском шоу-бизнесе и ищу какое-то альтернативное решение. Вовсе нет. Я как был, так и остаюсь одним из его участников.

- Не боитесь ли вы, что ваша “поп-ипостась” сыграет злую шутку, и проект PIANOMANIЯ не найдет такого широкого отклика, как ваши песни?
- Начнем с того, что я не собираюсь вступать в конкуренцию с поп-певцом Дмитрием Маликовым. Как минимум потому, что отчетливо понимаю, насколько это сложное и неблагодарное дело. Популярность песни как жанра заложена в ее общедоступности.
Та же музыка, о которой мы говорим сегодня, не для всех. Ее невозможно слушать по радио между рекламными роликами, под нее нельзя выпить чашечку кофе и спокойно пойти по своим делам. Эта музыка – особое состояние души, которое требует специальных форм выражения. Для меня очень важно, чтобы эта музыка не воспринималась как некий звуковой фон. Это не “интерьерная” музыка для различного рода кафе и магазинов. Я бы даже не хотел, чтобы ее слушали в автомобиле, несмотря на всю “камерность” его обстановки. Поскольку музыка проекта PIANOMANIЯ – произведения для “особого состояния”. Но не буду скрывать, мне бы все же хотелось заинтересовать моим проектом как можно больше слушателей. И я думаю, что сделать это возможно. Если аудитория получит проект, который сделан самобытно, талантливо, оригинально и в то же время по формуле “величие в-простоте”, уверен, почитатели и поклонники найдутся.

- Создание произведений искусства, при всей его творческой составляющей, – своего рода ремесло. Ведь кроме умения генерировать идеи необходимо еще и обладать мастерством, техникой для их воплощения. Насколько, на ваш взгляд, велика доля ремесла в проекте PIANOMANIЯ?
- Я думаю, здесь важно, прежде всего, провести четкую грань между исполнительским мастерством и сочинительским. В творчестве исполнителей – певцов, музыкантов — ремесло, а под этим словом я понимаю профессионально выполняемую работу, едва ли не основная составляющая. Исполнитель обязан заниматься своим ремеслом каждый день – играть упражнения и уже существующие в репертуаре произведения, совершенствовать свою форму.Когда же речь идет о сочинительстве, то едва ли не главное здесь слово не “форма”, а “содержание”. А содержательную сторону невозможно совершенствовать даже самым виртуозным исполнением гамм. Разумеется, существуют некие профессиональные “рецепты” и в сочинительстве, но в ситуации с проектом PIANOMANIЯ моей принципиальной позицией было и остается включение в него только тех пьес, которые написаны по вдохновению, без каких-либо профессиональных приемов. Для меня очень важно, чтобы на моих концертах всегда звучала красивая, во всех смыслах живая музыка.

“В моем понимании творчество – это своеобразный симбиоз мира материального, объективно существующего вокруг нас, и мира внутреннего, духовного, самобытного и в каждом случае уникального. Поэтому творчество, на мой взгляд, – это, что называется, Божий дар, благодаря которому мы имеем возможность изменять существующую реальность, даже в самых сложных случаях находить в ней положительные стороны и акцентировать на них внимание зрителей – а значит, делать их жизнь лучше, добрее, полнее. И как следствие – менять объективно существующую жизнь действительно к лучшему. Я убежден, искусство в не меньшей степени, нежели, скажем, наука, определяет пути и способы развития цивилизации в целом, и потому относиться к нему мы должны крайне серьезно и ответственно”.

 Особое состояние души // Сайт Дмитрия Маликова, 18 июня, 2007