© 2005. Театральный художник Глеб Фильштинский

11 Мая 2020
Юбилей

Выдающийся оперный режиссер Дмитрий Черняков отмечает юбилей

Один из самых востребованных режиссеров, которого бурными овациями встречают зрительные залы ведущих театральных площадок мира, Дмитрий Черняков, сегодня отмечает юбилей. Корифей русской оперы, любовь и признание поклонников он во многом завоевал благодаря своему экспериментальному подходу к искусству. «Князь Игорь», «Евгений Онегин», «Сказка о царе Салтане».

Его имя сегодня на виртуальных афишах ведущих театров мира. Блестящие постановки русской классики от одного из самых востребованных оперных режиссеров Дмитрия Чернякова, тысячи зрителей могут увидеть в режиме онлайн. Правда, свой полувековой юбилей режиссер рассчитывал провести иначе, но день рождение придется встретить в самоизоляции, в которой Черняков пытается найти вдохновение

«Огромное количество жизни переместилось в сеть, такого количество книг, музыки, фильмов, спектаклей, которые мы сейчас все смотрим — у меня глаза уже красные воспалены. Никогда у меня не было столько времени в моей жизни, в такой гонке, чтобы все это посмотреть. Сейчас я это все смотрю с удовольствием», — рассказывает Дмитрий Черняков.

Он успел поработать на сценах 18 театров разных стран и поставить 35 опер. Известный своим новаторским подходом к классике, Черняков каждую постановку превращает в открытие. Последняя громкая премьера прошла на исторической сцене Большого театра, опера Римского-Корсакова «Садко». Режиссер представил по-настоящему грандиозный спектакль, с движущимися декорациями, словно один огромный конструктор, и сложнейшими ариями хора в котором больше 200 артистов.

На сцене смешались сказка и реальность, где герой новгородских былин Садко предстает человеком с современными проблемами и мечтой, которой жизненные преграды не дают воплотиться. В честь юбилея режиссера, Большого театр представит оперу всемирной аудитории в онлайн-трансляции.

«Это человек, который какой бы материал не брал, всегда обязательно рассказывает человеческую историю, расчищая былинность, сюжетность, но всегда старается рассказать о том, что его волнует. Это всегда его личное художественное высказывание!» — отмечает генеральный директор Большого театра России Владимир Урин.

Его называют главным посланником русской оперы в мире и единственным российским режиссером, которому удалось с триумфом войти в мир западной оперной сцены, где Дмитрий Черняков, борется за присутствие русской классики, поставив «Сказание о невидимом граде Китеже» в Амстердаме, «Сказку о царе Салтане» в Брюсселе или монументальное произведение, написанное по мотивам героического эпоса «Князь Игорь» в Нью-Йорке

«Без сомнения, Черняков — один из величайших гениев театра, работающих сегодня в мире. Он достиг столь много за свою еще такую непродолжительную карьеру. В «Князе Игоре» он сумел заново изобрести психологический сюжет спектакля, добавивший необычайно много к той фольклорной былине, что давно уже стала одним из столпов русской культуры и волнует весь мир прекрасными мелодиями Бородина», — отмечает генеральный директор театра «Метрополитен-опера» Питер Гелб.

Все свои оперы он ставит так, как будто снимает фильм. Тонкий психологизм практически в каждой сцене. Многочасовые изнурительные репетиции, для того чтобы добиться от лучших певцов виртуозной актерской игры. Знаменитый оперный бас Ильдар Абдразаков, который исполнил партию Князя Игоря вспоминает, как проходила подготовка к премьере.

«Он над нами просто стоял с топором, если вы это сейчас не сделаете — я выгоню вас отсюда. Это все шутки, конечно. Этот процесс был очень интересным, потому что Митя работает не поверхностно, он работает внутренне. Если я как зритель прихожу в театр, мне интересно наблюдать. Я знаю, что он не оставит ни одну секунду без смысла для певца!» — рассказывает Ильдар Абдразаков.

В год юбилея режиссер, сценограф и театральный художник Дмитрий Черняков, готов бросить очередной вызов самому себе. В планах поставить шесть спектаклей. Уже идет работа над оперой Петра Чайковского «Пиковая дама».

«Пиковая дама» как один из главных опусов осталась, я всегда ее боялся, откладывал, но вот пришло время, я рад, что так сложилось, эти будет в старой парижской опере, которую в России называют Гранд-опера. Театр особенный, с тайнами, знаменитый призрак оперы жил там», — рассказывает Дмитрий Черняков.

И сейчас, когда многие постановки театров стали доступны о-лайн, теперь и у широкой интернет-аудитории появилась возможность познакомиться и оценить знаковые работы режиссера.

Тимур Лавронов, Первый канал

 

» К списку новостей