© 2005. Театральный художник Глеб Фильштинский

«Советский Голливуд»

Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Премьера состоялась 09.09.2016
Режиссер постановщик — Глеб Фильштинский
Производство студии Шоу Консалтинг

    9, 10 и 11 сентября ГМЗ "Петергоф" провел свой самый масштабный и красочный праздник на Большом каскаде. В Год российского кино – 2016 мультимедийный спектакль посвятили одной из самых ярких страниц советского кино. В основу сценария легла профессиональная и личная история отношений знаменитого режиссера Григория Александрова и русской Марлен Дитрих – Любови Орловой.

     


    В начале спектакля зрители увидели кадры кинохроники 1898 года, когда в Большом Петергофского дворце прошел первый в истории показ "движущихся картин". Один из братьев Люмьер продемонстрировал императору Николаю II возможности нового жанра – кино.


    Создатели спектакля не могли не вспомнить о пионерах отечественного кино: Сергее Эйзенштейне, Всеволоде Пудовкине, Александре Довженко, Дзиге Вертове, Эдуарде Тиссе. Эпизод "Революция в кино" иллюстрировал мэппинг на Большом дворце и раскаты фейерверка.
     


    Ансамбль Большого каскада превратился в настоящий кинотеатр благодаря софитам, красной дорожке и свету тысяч прожекторов. Артисты балета в костюмах двадцатых годов, танцующие под мелодии свинга, воссоздали атмосферу "ревущих двадцатых" Нью-Йорка.



    Основным элементом спектакля стали новейшие мультимедийные технологии: мэппинг на фасаде Большого дворца, рассчитанный по секундам под аккомпанемент фейерверка. С помощью 3D-проекций постановщики спектакля раскрыли образ Любови Орловой как иконы советского кино 30-х годов и затронули непростую тему взаимоотношений между творческой личностью и тоталитарным государством.



    Ведущими шоу выступили популярные артисты театра и кино Елизавета Боярская и Тарас Бибич. Вокальные номера исполняли участники группы FEEL'ARMONIA. В массовых и танцевальных номерах приняли участие артисты петербургских театров.



    Постановочная группа спектакля:

    Авторы сценария – Елена Кальницкая, Глеб Фильштинский, Константин Ермихин

    Режиссер-постановщик – Глеб Фильштинский

    Художник-постановщик – Тимур Москаленко

    Музыкальное оформление – Николай Якимов и Андрей Титов-Врублевский

    Музыкальная аранжировка – Сергей Ушаков и группа FEEL'ARMONIA

    Видеорежиссер – Серафима Гаврилова

    Видеохудожники – Сергей Николаев и компания "Dreamlaser"

    Режиссер вокальных и массовых сцен – Константин Ермихин

    Хореография – Сергей Луковский

    Пиротехника – Вячеслав Трапенок

    Свет – Гидал Шугаев и Алексей Полубояринов

    Костюмы – Мария Лукка и Сергей Луковский

    Научный консультант – Александр Поздняков

    Спектакль создан при поддержке акционерного общества "Российские сети", акционерного общества "Ленэнерго"и Санкт-Петербургского предприятия "Ленсвет"

    Мультимедийный спектакль "Советский Голливуд"подготовлен сотрудниками Государственного музея-заповедника "Петергоф"и специалистами Студии "Шоу Консалтинг".



    Спектакль-ревю «Советский Голливуд», что показывают в эти субботу и воскресенье на Большом каскаде Петергофского дворца, вывел на новый уровень 3d-мэппинг-шоу, которые для петербуржцев уже стали чем-то обычным. Зрители увидели не просто «веселые картинки», а заявку на полноценный спектакль с драматургией и смелым – с учетом новейших тенденций в прочтении истории – содержанием.
    Грандиозный размах спектакля становится очевиден еще до его начала – как только спускаешься в Нижний парк: фонтан «Самсон» окружен подиумом с небольшой эстрадой по центру, установлены экраны, на которые транслируется черно-белое кино, дворец озарен художественной подсветкой. Так что те зрители, которые приходят задолго до начала, дабы занять лучшие места, могут себя развлечь.
    Под задорные фокстроты, какие играли таперы в кинотеатрах, сопровождая немые ленты, демонстрируются первые отечественные фильмы – «Понизовая вольница» (1908 год), «Москва в снежном убранстве» (1908 год), «Домик в Коломне» (1913 год). Затем на подиуме появляются дамы и кавалеры с картонными собачками: персонажи кино «сходят» с экрана, и представление начинается.
    В воздух взлетают первые залпы фейерверков (ими заканчивается каждый эпизод шоу), под музыку Андрея Петрова мелькают заставки киностудий СССР, на экранах появляются Елизавета Боярская и Тарас Бибич, которые начинают повествование об истории кинематографа в нашей стране.

    От первого сеанса братьев Люмьер в Париже переброшен «мостик» к первому сеансу в саду «Аквариум» в Петербурге – и вот уже благодаря проекции, его черты приобретает Большой дворец. Затем приходит время авангарда, на видео крутятся шестеренки, первая мировая приводит к падению импорта западного кино, а в Москве решают создать свой Голливуд, который рассказал бы миру о том, как «хорошо в стране Советской жить». Дальнейшее повествование построено именно в этом ключе: речь идет о пропаганде в кинематографе 1930-х.
    Авторы шоу спокойно описывают механизм создания положительного образа страны и его успешное действие – в первую очередь, внутри СССР. Вернувшийся из поездки в Голливуд режиссер Григорий Александров создает советскую Марлен Дитрих – платиновую блондинку – Любовь Орлову. Снимаются «Веселые ребята», «Цирк», «Волга, Волга», «Светлый путь»… Обаятельная и талантливая женщина, веселые оптимистические сюжеты, задорная музыка Исаака Дунаевского – и вся страна объединяется в патриотическом порыве. Хотя параллельно творятся страшные вещи – начинаются репрессии; сажают, отправляют в лагеря или приговаривают к расстрелам людей – в том числе известных творцов. Звучат фамилии Михоэлса, Эйзенштейна, Вертова...

    В видеоряде использован очень сильный образ (как и показанная проекция с портретами Ленина и Сталина, гербом Советского Союза и подписью «Так был украшен фасад Большого дворца в октябре 1937 года»): цилиндр музыкальной шкатулки, на котором вместо колков – нарочито картонные колосья пшеницы, герб Советского Союза и улыбающаяся колхозница. Внезапно цвета пропадают, на цилиндр наматывается колючая проволока, а вместо колосьев торчат руки, символизирующие гибнущих людей.

    Образ двойственности Советского Союза – как рая из кинематографических образов, и как ада, в котором гибли сотни художников, ученых, других представителей интеллигенции, заклейменных как «враги народа» – в спектакле повторяется неоднократно. Вот вместо колонн Большого дворца вырастают колосья пшеницы и появляется герб – но вот штукатурка осыпается, и мы видим поезд, увозящий жертв в «архипелаг ГУЛАГ»...
    Подыскать эпилог к такому представлению непросто: по законам развлекательного жанра, от которого все же не может уйти уличное представление, хочется, чтобы все кончилось хорошо. Но история не подбросила сценаристам подходящего материала: дальше и вовсе началась война. В итоге спектакль о «Советском Голливуде» как феномене 1930-х венчают дежурные фразы, словно взятые из чиновничьего отчета – о том, каких успехов российское кино достигло в последующие годы.

    Финальный танец на подиуме артисты исполняют под «Марш энтузиастов» – «Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна ученых!» Вот только ответного приветствия не рождается.
    Публика выглядела немного растерянной: а что тут, действительно, ответишь? Тут разве вечнозеленые строки Мандельштама (тоже, кстати, невинно убиенного) процитировать: «Мы живем, под собою не чуя страны»…
    После спектакля многие отмечали, что тема, взятая за основу спектакля, была для них неожиданной. Одни говорили, что это лучшее представление за все годы, потому что в нем заложена мысль. Другие – как своевременно была поднята тема. Третьи отмахивались: ничего нового...

    Алина Циопа, Фонтанка.ру