© 2005. Театральный художник Глеб Фильштинский

«Квартет»

БДТ им. Г.А. Товстоногова

Премьера состоялась 14.09.2005 
Постановка - Николай Пинигин 
Сценография - Зиновий Марголин 

    «Эта пьеса написана для четырех актеров-звезд, лучших из тех, что есть в театре, где бы он ни находился. Эта пьеса – о старости, о ее горьких уроках и мужестве, необходимом, чтобы встретить ее достойно. Эта пьеса, наконец, для поклонников театрального искусства, находящих особенное удовольствие в том, чтобы вновь и вновь лицезреть своих избранников. Но квартет, который составлен в академическом Большом драматическом театре имени Г.Товстоногова, превосходит все ожидания: Алиса Фрейндлих, Зинаида Шарко, Олег Басилашвили, Кирилл Лавров. Все народные, все суперзвезды. У всех только что отгремели, отзвучали, прошелестели солидные юбилейные даты. Все не менее полувека украшали, как говорили рецензенты, ленинградскую сцену. За ними – целая эпоха, в нее каждый внес бесценный личный вклад. Когда в финале персонажи – а это некогда знаменитые оперные певцы, оказавшиеся на старости лет в доме для престарелых, – выходят, чтобы исполнить хит своей молодости, квартет герцога, цыганки, Риголетто и Джильды из оперы Верди «Риголетто», каждый на сцене и многие в зале вспоминали нечто более конкретное – возможно, Тамару из «Пяти вечеров» Александра Володина, Таню из «Тани», мелодрамы Алексея Арбузова, князя Серпуховского из «Истории лошади» и, например, Молчалина из «Горе от ума». Словом, роли, названные здесь и неназванные (ибо для всех места не хватило бы на газетном пространстве), прославленные именно этими великими актерами театра.

    На поклоны после спектакля «Квартет» по пьесе английского драматурга Рональда Харвуда режиссер Н.Пинигин не выходил, не выходили и художник З.Марголин и другие авторы этого опуса. На этот раз все было справедливо – о них и для них, для этих наших мастеров, поставлено, показано, им и честь воздается сполна. Игровая площадка тоже выстраивалась для актеров. Поэтому она вынесена вплоть до второго литерного ряда в зал. Ближе, ближе, ближе, как будто под увеличительное стекло выходили они, каждый в сопровождении персонального взрыва аплодисментов.
    Первым – Кирилл Лавров, играющий элегантного педанта, в прошлом выдающегося тенора Реджинальда Паджета. Лавров задает иронию – настоящую, комическую, ее потом подхватывают все остальные, и комедия превращается в патетическое торжество только напоследок. Юмор бульварной комедии Лавров подает со вкусом и удовольствием, не чурается грубостей своего «герцога», оскорбленного более всего тем, что ему недодают на завтрак мармелад.

    Затем является кроткое и смешное создание – бывшее контральто Сессилия Робсон в исполнении Зинаиды Шарко. В ней нет знойности и страстности «цыганки». Разодетая и раскрашенная, словно несколько попугайчиков сразу, в розово-зеленое, украшенная перышками и бантиками, Сесси – добрая душа, ей прощаешь и излишнее любопытство, и глупую наивность.
    Третьим, прихрамывая и опираясь на палку, вступает Олег Басилашвили в роли Уилфреда Бонда, когда-то баритона. Актер играет старого мальчишку, проказника, щеголяет непристойными шутками Бонда, на них зал откликается как на какое-нибудь субботнее телевизионное шоу – без задержек, почти рефлекторным смехом. Жизнелюбие «Риголетто» напускное, бравада и эротические атаки на Сесси скрывают страх, немощь и одиночество.

    Ну и последней начинает свою тему сопрано – «Джильда» Алисы Фрейндлих. Острая и колкая особа, Джин Хортон, не сразу осознавшая перемены в своей жизни, все еще в панцире (как и ее больная спина в корсете) звездных предрассудков, все еще идол «Ковент-Гардена».
    В этом спектакле актеры интереснее персонажей – как раз потому, что все четверо сыграны ярко и свободно. Конечно, с комедией они давно на дружеской ноге, но нежные краски у Шарко и фарсовые у Лаврова, холодноватый гротеск у Фрейндлих и сентиментальный подтекст у Басилашвили – актерские новости. Поэтому так впечатляет финальная сцена, когда старики в гримуборных переодеваются в сценические костюмы. Сцена длинная, она затягивает действие, нарушает ритм спектакля и его целостность с режиссерской точки зрения. Зато актеры – английские оперные ветераны, наши народные артисты – на самом крупном плане. Без биноклей видно все, что составляет тайну театра и перевоплощения. И чем тщательнее одеваются, гримируются, затягиваются они, маскируя возраст, хвори, характер, тем более развоплощается иллюзия вечно счастливого театрального мира, тем сильнее звучат грустные ноты этой веселой игры. Дальше, дальше и дальше под музыку Верди уезжает от зрителей квартет, в глубь сцены, в перспективу безмолвия, превращаясь в неподвижные фигурки – кто-то подумает, что в памятник самим себе, кто-то скажет – в кукол, символов праздного, обманчивого лицедейства.
     Сердечность, с которой зрительный зал встречает и провожает «Квартет», делает не менее половины успеха спектакля, вторую – мастерство и искренность солистов. Ведь «искусство бессмысленно, если не зажигает сердца». Примерно к такому выводу приходит Риголетто–Уилфред–Басилашвили, с ним все согласны.»

    Горфункель Е. Четыре соло в одном «Квартете» // Первое сентября. 2005. № 75. 


    «Действие "Квартета" происходит в доме для престарелых артистов. Здесь встречаются четыре оперные звезды; герой и героиня, их играют Кирилл Лавров и Алиса Фрейндлих, и два резонера – Олег Басилашвили и Зинаида Шарко. Позади слава и сцена, в настоящем репетиции квартета из "Риголетто" для местного концерта по случаю дня рождения Верди, обиды на сиделку из-за джема, стариковские характеры, утраченные голоса и неизжитые драмы и перспектива "отправиться на Карачи".

    Словом, хорошо сделанная пьеса для четверки возрастных артистов. Ставя такую, можно с мелодраматическим пафосом рассуждать о превратностях актерской судьбы и, как сказано в пресс-релизе театра, "свершить побег от своей печальной старости в мир божественной музыки". Можно грубо смеяться над капризами постаревших кумиров. Режиссер Николай Пинигин не делает ни того ни другого.
    Смысл его спектакля кроется в распределении ролей. Понятно, что в БДТ "Квартет" играют далеко не рядовые актеры. И каждый играет не только роль, но судьбу героя. Но сила их ансамбля кроется даже не в отношениях друг с другом и не в рефлексии по поводу прошедшего. Лавров, Фрейндлих, Басилашвили и Шарко играют людей более немощных и куда как более нелепых, чем они сами. Они утрируют возраст и характеры, но этот гротеск и ирония усиливают чистую мелодраматическую ноту. Они вступают в драматические отношения не друг с другом, а со временем. В финале квартет бывших виртуозов не сможет спеть "Риголетто". Они неожиданно не в силах заменить халтурой то живое искусство, частью которого были когда-то.

     Конечно, такой сюжет дает волю аллюзиям. Ну что вы подумаете, когда герой Кирилла Лаврова, защищая покой провинциального английского дома для престарелых, обводит рукой сцену БДТ и со страстью, с болью, с нервом, с отчаянием, c обидой говорит, что некуда ему отсюда идти, вся жизнь здесь. Аллюзии возникают, но дело не в них. А в том, что в отличие от своих героев, у которых "Риголетто" не вырисовывается даже с помощью фонограммы, "Квартет" юбилейная команда играет вживую, в полную силу и без всякой фальши. В финале их четверка в нелепых оперных нарядах под музыку Верди плавно уезжает в глубину сцены. Утратив силу, но сохранив достоинство. »

    Герусова Е. Великолепная четверка // Коммерсант. 2005. 15 сент.