© 2005. Театральный художник Глеб Фильштинский

«Приглашение в замок»

Санкт-Петербургский Театр Ленсовета

Премьера состоялась 02.01.2005
Постановка - Вячеслав Пази
Художник - Александр Липовских

    Премьера пьесы французского драматурга Жана Ануя «Приглашение в замок» состоялась в 1947 году и имела громадный успех. Словно устав от своих «черных пьес», драматург обратился к жанру более легкому, создав цикл пьес «розовых», где финалы оптимистичны, добро торжествует, а все действие окутано прозрачной дымкой комедийности.
    Пьесу «Приглашение в замок», поставленную на сцене театра им. Ленсовета режиссером Владиславом Пази, вполне можно причислить к этому циклу. Режиссер, следуя духу театра Ануйя, ни на минуту не дает нам забыть, что все происходящее лишь веселая игра, почти фарсовый розыгрыш, с обманами, подменами, переодеваниями - короче говоря, несколько часов отдохновения от жизни, неумолчно шумящей за стенами театра.

    В спектакле царит дух раскрепощенности, позволяющий говорить о серьезном - весело, о печальном - с иронией и в целом философски относится к бедам и горестям. В главной двойной роли братьев Ораса и Фредерик выступает Андрей Зибров, то застенчивым и нерешительным Фредериком, то хитроумным, плетущим интриги Орасом. О, этот Орас! Плут, обманщик, интриган - но какой обаятельный. Он пружина всего спектакля, заводила, актер-кукольник, в руках которого сходятся все нити персонажей-марионеток. Однако в интригах Ораса случаются сбои: вот, к примеру, Изабелла, фигурантка из «Гранд-Опера», которая то и дело путает его планы.

    Лаура Лаури рисует Изабеллу красками лиричными и мягкими. При этом у ее героини есть юмор, позволяющий находить полутона и избежать опасной прямолинейности. Госпожа Демерморт, тетка братьев-близнецов, в исполнении Лидии Ледяйкиной - законченный портрет умной и проницательной дамы, этакой острокомедийный вариант Бабуленьки из «Игрока» Достоевского. Ее возят в инвалидной коляске, но случись что в замке, она оказывается первой на месте событий.

    Развитие роли старого банкира-еврея Мессершмана Сергей Мигицко проводит по типу музыкального крещендо: от первых неслышных шагов и бытовых реплик - до монолога-исповеди, в котором и жизнь, и судьба, и маниакальный раздел между фантомом богатства и человеческим счастьем.

    Замечательный дуэт подружек составили Жозиана, мать Изабеллы (Ирина Ракшина), и мадемуазель Капюла (Светлана Письмиченко), компаньонка владелица замка. Хоть жизнь и не баловала их, они сохранили романтическую веру в счастье и искренне верят в появление волшебного принца. Художник Алла Коженкова одела персонажей пьесы в элегантные костюмы, а балетмейстер Николай Реутов создал для них целые хореографические композиции - какой же светский раут, да еще в замке, обходится без танцев!
     

    Игорь Ступников  //  «Утро Петербурга», 2005, 25 - 31 марта