© 2005. Театральный художник Глеб Фильштинский

«Русалочка»

Академический Малый драматический театр – Театр Европы, Санкт-Петербург

Премьера состоялась 28.04.2010
Постановка - Руслан Кудашов
Сценография - Алевтина Торик, Андрей Запорожский

       Считается, что все спектакли в МДТ ставит или сам Лев Додин, или его ученики. По большому счету так оно и есть. Однако знаменитый уже кукольник Руслан Кудашов здесь не первый человек со стороны. "Русалочка" — спектакль додинской Молодой студии. Эта часть труппы — театр в театре; у нее отдельный бюджет, финансирование осуществляется исключительно за счет средств фонда Михаила Прохорова. Впрочем, в художественной части додинская труппа остается единым коллективом, актеры взрослой части и студии практически всегда встречаются на сцене, и нынешняя премьера не исключение.

    Сказку Андерсена Руслан Кудашов со своими постоянными соавторами, художниками Алевтиной Торик и Андреем Запорожским, сделал черно-белой. Множество настроченных на белый театральный шелк белых оборочек становятся рябью бесконечных морских барашков, морской пеной, из которой, гортанно вскрикивая, выныривает и качается на волнах Русалочка (Уршула Малка).

    Из такой же белой ткани выкроены стрельчатые своды дворца, ворота монастыря, паруса. Сшиты забавные кринолины, манжеты и воротники придворных, газетчиков, матросов, сестер-русалок — аксессуары, надевающиеся на черную прозодежду, как в кукольном театре или в студенческой мастерской. В центре сцены дощатый помост: это и палуба корабля, и дворцовый паркет, и мостик, с которого Принц (Данила Шевченко) забрасывает удочку. Из пенного шелка стачаны какие-то говорящие рыбы и медузы: их актеры выносят на сцену как кукловоды. Всех этих многочисленных персонажей играют Наталья Соколова и Максим Павленко, к ним, освободившись от своих ролей, присоединяются и другие актеры.

    Условность и театральная игра введены в этот спектакль с изысканной простотой оригами. Актерский ансамбль играет слаженно и даже азартно. Но при всех остроумных находках, вызывающих отклик в зрительном зале, назвать эту постановку веселой сложно. Это очень грустный, очень немногословный поэтический спектакль, где самые главные чувства выражаются в пластических этюдах.

    Русалочка, вынырнув на поверхность моря, видит, как Принцу приносят именинный торт с именинными свечками. Она плывет в шелковых волнах, прячется в них, наблюдая, как за ним выходят послушницы из монастыря и среди них Принцесса. Эта роль Екатерины Решетниковой практически без слов, но в сцене спасения ей удается сделать свою героиню такой одухотворенной, что сказочная тема подмены героя, неузнанной истинной любви и подложной земной принцессы, вытеснившей подводную просто потому, что та не умела говорить, из этого спектакля как-то сразу же исчезает. Уршуле Малке в своей роли, тоже почти бессловесной, удается сыграть Русалочку дикаркой, не только немой во имя своей пригрезившейся любви, поддавшейся силе чувства, но и вообще не способной пока еще передать его глубину. Не событийный сказочный ряд доминирует в этом спектакле, а его высокий лирический настрой, поддержанный музыкой Баха, Вивальди и Милано.

    "Русалочка" вполне подходит детям, для них это театральная сказка, которая, как и положено сказкам, заканчивается хорошо: Русалочка вместе с Духами воздуха пускает в зал солнечных зайчиков. Для взрослых же это иносказание. Мы-то ведь помним, что Бабушка-ведьма (Екатерина Клеопина) объясняла: все, кто не смог обрести бессмертную душу, обращаются в морскую пену. Этой пеной укрыта вся сцена, и ее белая рябь перечеркнута строем воткнутых в какое-то бревно и превратившихся в кукольный строй могильных крестов кинжалов.

    Елена Герусова. Волны с моралью // газета "Коммерсантъ" №76 (4376) от 29.04.2010