© 2005. Театральный художник Глеб Фильштинский

«Красная Жизель»

Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана

Премьера состоялась 26.08.2025
Постановка и хореография — Борис Эйфман
Сценография — Вячеслав Окунев




    Балет «Красная Жизель» повествует о судьбе русской балерины Ольги Спесивцевой. История жизни великой танцовщицы, которая попала в водоворот революционных событий, эмигрировала из России и, пройдя череду личных драм и потрясений, оказалась в стенах лечебницы для умалишенных, была тонко прочувствована и виртуозно поведана Борисом Эйфманом. 

    «Наш спектакль посвящен Ольге Спесивцевой, одной из величайших балерин XX века. Я был потрясен, узнав детали ее жизни: уникальная актриса, обласканная славой, боготворимая поклонниками и критиками, 20 лет провела в клинике для душевнобольных под Нью-Йорком, оказавшись абсолютно одинокой и бесправной! И те трагические эмоции, что я испытал, стали импульсом для создания спектакля. Это не иллюстрация биографии Спесивцевой, а попытка обобщить ее судьбу и судьбы многих талантов, вынужденных покинуть Россию, переживших трагический исход.

    Спесивцева была гениальной Жизелью. Балерина настолько глубоко погрузилась в мир своей героини, что ей уже не хватило сил вернуться обратно, в реальную жизнь: судьба Жизели стала и ее судьбой. Но роковую роль в жизни Спесивцевой сыграло и то, что, будучи прима-балериной, она оказалась вовлечена в кровавые события революционного Петрограда, и этот красный знак, как знак судьбы, преследовал и мучил её. Эмиграция принесла не только разочарования – как творческие, так и личные – но и наполнила жизнь Спесивцевой еще большими трагедиями, что привело, в конечном итоге, к катастрофе.

    Создавая этот спектакль, мы хотели, чтобы балетный театр отдал дань памяти Ольге Спесивцевой – великой балерине с трагической судьбой».

    Борис Эйфман
     



    «Это в высшей степени драматичная и театральная работа (что не одно и то же), доведенная до совершенства форма балета-повествования, к которой стремились хореографы на Западе».

    Анна Киссельгоф, The New York Times

    «Красная Жизель» является пылким повествованием, в котором тело говорит и кричит, где пространственная дезориентация выступает как метафора физического расстройства героини Спесивцевой».

    Роберт Джонсон

    «Балет Бориса Эйфмана «Красная Жизель» – по своему драматизму один из величайших балетов 20-го века. …Потрясающее представление, не оставляющее сомнения в том, что сегодня этот русский хореограф и его танцовщики – среди самых восхитительных артистов, завораживающих публику».

    Октавио Рока, San Francisco Chronicle

    «Красная Жизель» – это эпический психологический триллер грандиозных масштабов, способный похвастаться виртуозным исполнением невероятно сложной хореографии».

    Лорен Уорнеке, Chicago Tribune

    «Борис Эйфман известен своим балетным театром, в котором хореография выходит за рамки традиционного танца. Он стремится исследовать неизученные территории и передать новые открытия в прекрасных историях, представляемых публике. Пластика Эйфмана не просто выражает форму и структуру, она обрушивает на сцену вихрь идей, эмоций и символов. «Красная Жизель» – это больше чем рассказ о блистательной танцовщице; постановка позволяет глубоко погрузиться в ее психику и показывает зрителям страдания героини. Возможность выразить так много с помощью одного лишь языка тела завораживает и заслуживает похвалы».

    Ребекка Керл, Chicago Stage Standard

    «Техническое волшебство сочетается здесь с высоким качеством танца, демонстрируемым труппой Бориса Эйфмана. Тщательно и с безупречной синхронностью исполненные массовые сцены сменялись захватывающими дух, почти что акробатическими дуэтными номерами».

    Катя Ваги, Bachtrack

    Фото - Евгений Матвеев