© 2005. Театральный художник Глеб Фильштинский

«Музей оловянного солдатика»

Государственный мемориальный музей А.В.Суворова, Санкт-Петербург, Россия


Открытие состоялось 29.05.2018
Арт-директор, художник проекта — Глеб Фильштинский
Производство студии «Шоу Консалтинг»

Шестьдесят тысяч оловянных солдатиков — достояние музея им. А.В. Суворова — можно было просто расставить по полкам, сгруппировав по цвету формы или принадлежности к полку, но фантазия специалистов Студии «Шоу Консалтинг» как обычно вышла за рамки обыденного.

Встречает посетителей многометровая диорама, посвященная знаменитому переходу через Альпы. Все подробно: колонны солдат, стрелки, барабанщики, сам генералиссимус, рельеф швейцарских гор. Слышны звуки выстрелов, барабанная дробь, шум водопада. Свет расставляет акценты, эпизод за эпизодом проводя полководца от первого подъема на Сен-Готард до финального спуска с перевала Паникс.

Целый зал посвящен истории возникновения оловянного солдатика, в том числе и ремеслу художника-миниатюриста. Мультимедийный стол позволяет взглянуть на работу глазами самого мастера. Как из кусочка раскаленного до 400 градусов олова художник отливает фигурку, прорабатывает детали, наносит краску.

Но ведь оловянный солдатик — это еще и герой известной сказки Ханса Кристиана Андерсена. Ее герои оживают в следующем зале. Сказку воссоздали по принципу ювелирно сделанной механической волшебной шкатулки, только в большем масштабе. Герои двигаются под музыку, говорят голосами актеров, а видеоряд на фоновом экране и световая партитура добавляют действию волшебства.

Поистине завораживающее событие воссоздано в следующем зале — последний парад Российской Императорской гвардии, прошедший на Марсовом поле в 1914-м году. Участники в полной амуниции, историческая достоверность которой соблюдена. Макет представляет собой плац, по которому движутся полки солдат, сменяя друг друга под музыку.

Идея, дизайн-проект, художественная концепция, техническое воплощение и реализация всего проекта музея созданы Студией «Шоу Консалтинг».

Тройка, семерка, туз. В Петергофе можно попасть в «Музей игральных карт» 

«Запомните, казино никогда не проигрывает» - слова крупье из видеоролика в исполнении петербургского артиста Алексея Васильева стали ключевыми в мультимедийном музее-спектакле «Дом игральных карт», который, как уже знают наши читатели, открылся в одном из Кавалерских домов ГМЗ «Петергоф».

Как сообщила «Санкт-Петербургским ведомостям» Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф», «мы постоянно сталкиваемся с проблемой перегруженности Большого Петергофского дворца и незначительной посещаемостью наших малых музеев. Музей игральных карт был открыт десять лет назад как традиционное пространство с экспонатами в витринах. Год назад вместе с режиссером мультимедиа Глебом Фильштинским и его командой мы решили создать постоянную экспозицию, которую, долго размышляя, назвали «музей-спектакль». Главная научная тема в нем - карты как произведения искусства, одновременно экспозиция рассказывает о судьбах, поломанных или взлетевших, об игре во всех ее смыслах, от игры ума до пагубного азарта. Над проектом работали 300 человек, музейщики, реставраторы, дизайнеры, представители многих других профессий».

Гостей встречают и последовательно сопровождают по музею четыре дамы по числу традиционных карточных мастей. Во всех этих киноролях выступает Ксения Раппопорт. Она кратко рассказывает истории появления карт, называет музеи карт, которые существуют в мире.

Из беседы «августейших картежников» Екатерины II, Николая I и Александра III публика узнает, что за пристрастие к азартным играм императрица сослала в город Шклов своего фаворита Семена Зорича. Тот не растерялся и создал в глухом городке школу шулеров, куда съезжались поучиться со всей Европы. Николай I однажды недосчитался в новой колоде трех карт и наказал «мануфактурщиков». Он же выкупил 60-тысячный долг, который остался после смерти Пушкина, заядлого игрока. Другой игрок, но бездарный, Александр Голицын поставил на кон жену Марию и проиграл ее просвещенному Льву Разумовскому. Это произошло в самом начале XIX века. Самое интересное, что император Александр I дал разрешение на новый брак.

В записи голосов разных персонажей участвовали как артисты, так и сами музейщики. Зрители познакомятся, конечно, не только с видео. Из огромной коллекции карт ГМЗ «Петергоф» - 3 тысячи колод - выбраны 1,5 тысячи листов, еще 8,5 представлены на дисплеях. В «восточном» зале показаны 48 японских карт двенадцати мастей с видами природы в течение года. В «европейском» - оксфордское издание 1694 года «История шахмат, шашек, нардов и других игр». Там же «образовательная» колода XVIII века: на тузах изображены силуэты континентов, дама червей - Екатерина II, король пик - президент Джордж Вашингтон.

Главные экспонаты «русского отдела» - колода середины XIX века художника Адольфа Шарлеманя и «блокадная колода» художника Василия Власова. С целью контрпропаганды был проведен конкурс на эскиз карт с карикатурами на нацистских вождей. Василий Власов выиграл его: 78 тысяч экземпляров колод были отпечатаны в блокадном Ленинграде и самолетами заброшены в тыл врага. Рядом помещена колода для стрелковой игры «Винтовка». Смело выдвигайте ящики, расположенные под витринами в нескольких залах, и рассматривайте карты.

В зале «Пиковой дамы» Раппопорт молча слушает спор Пушкина и Чайковского, кто же на самом деле является автором произведения о судьбе Германа и дамы. Финальный зал называется «Библиотека страстей». Он посвящен картежникам всех времен и народов. Здесь можно узнать, что Державин был шулером, Крылов - расчетливым игроком, Некрасов - везунчиком. Автор романса «Соловей» Александр Алябьев попал из-за карт в печальную историю: в его доме во время игры вспыхнула драка, композитор ударил оппонента. Тот скончался через три дня по неустановленной причине, но в смерти обвинили Алябьева. Его лишили дворянства, наград и сослали сначала в Сибирь, а потом на Кавказ.

Существует ленинградская легенда. Однажды молодой Дмитрий Шостакович проиграл в карты свой рояль. Его выкупила и вернула композитору Клавдия Шульженко.

До 26 апреля музей дает спектакли только по выходным и только с экскурсией. Каждая начинается по мере формирования группы из 10 человек. В небольшие залы одновременно больше не поместятся.

Открытие «Дома игральных карт» стало последним событием 2018 года в «Петергофе». Говоря о главных событиях 2019 года, Кальницкая назвала открытие после реставрации музея «Коттедж» в парке «Александрия», он рассказывает о Петергофе XIX века. Праздник открытия фонтанов будет пушкинским, ведь в 2019 году исполняется 220 лет со дня рождения поэта.

По словам руководителя «Петергофа», «проектом года, мы надеемся, станет выставка с рабочим названием «Раритеты дома Романовых», которую мы планируем открыть в конце года в Мюнхене».
 

Источник: газета «Санкт-Петербургские ведомости» № 023 (6376} от 08.02.2019 под заголовком «Тройка, семерка, туз...»